Аналитика
и тренды
«После» YouTube: использование сервисов для просмотра видеоконтента в России
03.09.2024
В последние недели россияне начали сталкиваться с проблемами при использовании YouTube: сайт видеохостинга остался не заблокированным, но многие пользователи сообщают о проблемах при загрузке и просмотре видео. В новом исследовании мы спросили российских интернет-пользователей об их предпочтениях среди видеосервисов и частоте их использования, целях просмотра видеоконтента на YouTube, а также поинтересовались, какими будут их дальнейшие действия при полной блокировке YouTube.
Аналитическое агентство Vox Populi представляет результаты всероссийского исследования по теме использования видеосервисов для просмотра контента.
Ежедневно пользуются YouTube 46% наших соотечественников – это наиболее высокий показатель среди других сервисов, о которых мы спросили. VK Video используют 17% россиян на ежедневной основе, чуть отстает Дзен Видео - 12%, Rutube каждый день смотрят 9%, а Twitch всего 3%. Чаще всего ежедневно смотрят YouTube молодые люди 18-24 лет (62%), а также мужчины (52%).
«Антирейтинг» видеосервисов возглавил Twitch: о том, что совсем не используют эту платформу заявили 76% опрошенных. Интересно, что среди молодежи «лидер» другой - Дзен Видео (совсем не смотрят его 59% молодых людей 18-24 лет), тогда как Twitch не смотрят на 2% меньше опрошенных этой возрастной категории (57%).
Скажите пожалуйста, какими видеосервисами Вы регулярно пользуетесь и как часто Вы смотрите видео на каждом из них?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
YouTube
Rutube
VK Video
Дзен Видео
Twitch
Пользователи выбирают разные видеосервисы для реализации своих потребностей: кто-то слушает музыку в специальных приложениях, другие смотрят фильмы и сериалы на отдельных видеохостингах (кстати, о предпочтениях российских интернет-пользователей при просмотре кино и сериалов мы выяснили в отдельных исследованиях). А с какой целью россияне обычно смотрят контент на YouTube?
О целях просмотра видео на YouTube
Топ-3 мотива для использования YouTube: прослушивание музыки, видеоклипов и записей концертов (42%), просмотр фильмов и сериалов (39%) и просмотр развлекательного контента (видео, шоу, блогов) (36%).
Среди мужской части опрошенных на второе место поднялись новости и общественно-политические передачи – их смотрят 42% мужчин, тогда как среди женщин такие видео интересуют только 26%. Что же популярно среди женщин? 45% россиянок используют YouTube для просмотра видео с рецептами и кулинарных шоу, почти также часто женщины смотрят на YouTube фильмы и сериалы (43%), музыку и видеоклипы выбрали для себя 39% женщин.
Интерес к развлекательному контенту постепенно снижается с возрастом респондентов: среди респондентов 18-44 лет этот ответ на первом месте, после 45 лет предпочтения россиян меняются в пользу просмотра фильмов, сериалов, прослушивания музыки и просмотра новостного и общественного-политического контента.
С какой целью Вы обычно смотрите видео на YouTube?
(закрытый вопрос, до пяти ответов, % от всех опрошенных)
Также мы видим, что YouTube популярен у молодых родителей: в возрастных группах 25-44 лет вариант ответа «Включаю развлекательный контент для детей» встречается в 1,5-2 раза чаще, чем в среднем по выборке (среди всех опрошенных этот вариант отметили 12%, в группе 25-34 лет 23%, а среди респондентов 25-44 лет – 20%).
На фоне изменений, касающихся работы YouTube в России, мы спросили респондентов о переменах в их личных предпочтениях при выборе сервиса для просмотра видеоконтента.

Какими сервисами россияне стали пользоваться чаще в последний месяц?
Мы спросили россиян о видеосервисах, которыми они стали пользоваться чаще в последний месяц: лидером стал YouTube (44%), 29% стали чаще открывать VK Video для просмотра, чуть отстаёт Rutube (24%). Каждый пятый россиянин стал чаще обращаться к Дзен видео (20%), а наименьшее количество респондентов отметили Twitch (3%).
Среди молодежи безусловным лидером по наращиванию частоты использование также вступает YouTube (54% среди респондентов 25-34 лет, 66% среди молодежи 18-24 лет). Среди старшей возрастной группы лидером остается YouTube (37-39% среди опрошенных старше 55 лет), но при этом хорошие позиции демонстрирует Дзен видео: 27-29% россиян старше 55 лет стали смотреть контент на этом видеосервисе чаще в последний месяц.

Скажите пожалуйста, какими видеосервисами Вы стали пользоваться чаще за последний месяц?
(закрытый вопрос, до пяти ответов, % от всех опрошенных)
О замедлении работы YouTube
В целом заметили замедление работы YouTube 72% россиян: чаще всего о проблеме сообщали молодые люди 18-24 лет (88%), а реже всего респонденты старшего возраста (63% среди 65+лет). Не заметили никаких изменений 9% россиян, а 8% отметили, что вообще не смотрят YouTube.
При полной блокировке YouTube каждый третий россиянин будет искать способы обойти ограничения (установят VPN и др.) – об этом заявили 33% опрошенных. О таком намерении чаще всего сообщали молодые люди 18-34 лет (от 49% до 55% в этой возрастной группе). Еще 23% опрошенных сообщили о переходе на альтернативные видеосервисы в случае полной блокировки, а 17% заявили, что продолжат смотреть видео на YouTube «как есть».
Скажите пожалуйста, заметили Вы в последнее время изменения в качестве работы YouTube (снижение скорости, ухудшение качества видео). Если пользоваться YouTube станет практически невозможно – как Вы поступите?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Метод исследования:
Исследование проведено методом онлайн-опроса по потоковой выборке среди пользователей интернета старше 18 лет. Дата проведения опроса: 20 – 28 августа 2024 года. Объем выборки – 1334 респондентов, ошибка выборки 2,7%. Взвешено в соответствии с социально-демографическими параметрами Интернет-аудитории. старше 18 лет.

Почта для журналистов и СМИ:
trends@populi-vox.ru
«Пиратские» сервисы для просмотра кино и сериалов
42% россиян признались, что хотя бы раз пользовались специализированным «пиратским» видеосервисом для поиска и просмотра фильмов или сериалов онлайн..
Другие релизы