В 2022 году российский сегмент Интернета претерпел тектонические изменения: в марте американская компания Meta* была признана экстремистской организацией, в судебном порядке власти были заблокированы социальные сети Facebook, Twitter и Instagram* на территории РФ, а также был ограничен доступ к некоторым иностранным средствам массовой информации.
Осенью 2023 года стало очевидно, что первый шок от блокировок прошел: если в марте 77% пользователей отметили, что испытывали сильные и чувствительные неудобства, связанные с блокировкой социальных сетей Facebook, Twitter и Instagram*, то в сентябре 2023 года таких пользователей стало всего 22% (-55 п.п.).
О незначительных неудобствах заявили 13% интернет-пользователей, вообще никаких неудобств не почувствовали 61% опрошенных (+48 п.п. с марта 2023 года).
Блокировка социальных сетей вызвала наибольшие неудобства у молодого поколения (44% среди респондентов 18-24 лет). Среди пользователей заблокированных социальных сетей доля респондентов, отметивших, что решение запретить доступ доставило сильные неудобства, наивысшее: 56% аудитории Twitter, 54% среди пользователей Facebook и 45% респондентов, предпочитающих Instagram*.