Аналитика
и тренды

Китайские автомобили и возвращение «европейцев»: настроения россиян в 2025 году

10.09.2025
Одни водители видят в китайских авто временную меру, другие – полноценную замену. Вопрос «вернутся ли европейские бренды и как их встретят?» остаётся одним из самых острых для рынка.
Российский автомобильный рынок в последние годы оказался в центре тектонических сдвигов. Одни бренды покинули рынок, другие заняли освободившееся пространство. На смену привычным «европейцам» пришли китайские производители, и теперь именно вокруг них разгораются жаркие дискуссии

Но сначала: какие факторы важны россиянам при выборе нового автомобиля?

Мы попросили респондентов оценить, на что они обращают внимание при выборе нового автомобиля. И потом по тем же критериям попросили оценить китайские автомобили.
В целом основные факторы, которые потребитель декларирует при выборе нового автомобиля — это прагматичные аспекты — стоимость покупки, надежность и долговечность, стоимость владения (топливо, сервис, запчасти).

Лидирующие оценки, которые получают китайские автомобили — современные технологии, практичность (простор, объем багажника), комфорт. При выборе нового автомобиля в целом данные критерии находятся не на первом месте у потребителя по значимости.

В данном контексте большая разница между значимостью фактора при выборе нового автомобиля и оценками китайских автомобилей — это во многом неудовлетворенные ожидания потребителя. Результаты убедительно показывают, что основные факторы выбора китайских автомобилей — это современные технологии и мультимедиа (по данному критерию китайские автомобили превосходят ожидания потребителя), а также дизайн. Основные стоп-факторы при выборе китайских автомобилей — сомнения в надежности и долговечности, большая начальная стоимость покупки, опасения в связи со стоимостью владения (запчасти, сервис), сомнения в безопасности и ликвидности при последующей перепродаже.
Респонденты, которые рассматривают китайские автомобили как полноценную замену «европейцам», ставят значительно более высокие оценки китайским автомобилям по всем аспектам в сравнении со средними по всей выборке. Особенно ярко это проявляется в основных критериях выбора новых автомобилей — надежность и долговечность, ликвидность при перепродаже, безопасность, стоимость покупки и стоимость владения. По этим шкалам средние оценки среди респондентов оказываются на 1−1.3 балла выше, чем в среднем по всей выборке.

Группа, считающая китайские автомобили "вынужденной альтернативой", стабильно дает самые низкие оценки по всем параметрам, значительно занижая средние показатели. Особенно критично они оценивают надежность и долговечность (2,8) и ликвидность (2,9).
Оценки в группе, считающих, что китайские автомобили являются чем-то средним между полноценной и вынужденной заменой европейских марок, но быстро догоняющих мировых лидеров ожидаемо оказались близки к средним по выборке в целом.

Отношение к современным китайским автомобилям

Представьте разговор в компании друзей. Кто-то восторженно делится: «У китайцев дизайн уже как у премиума!» А кто-то скептически отмахивается: «Да это ненадолго». На деле 16% россиян относятся к китайским авто положительно, ещё 34% - скорее положительно. Но примерно каждый третий остаётся скептиком: 18% скорее отрицательно, а 15% - категорически против.

Как Вы в целом относитесь к современным китайским автомобилям?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Как Вы в целом относитесь к современным китайским автомобилям?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Как Вы в целом относитесь к современным китайским автомобилям?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Готовность выбрать китайский автомобиль в будущем

Если заглянуть на три года вперёд, то 54% респондентов уже допускают, что могут купить китайский автомобиль: 13% полностью и 41% скорее готовы. Но треть (35%) настроена отрицательно.

Представьте, что в ближайшие 3 года Вам или Вашей семьей понадобится автомобиль. Допускаете ли Вы или исключаете, что Вы выберете китайский автомобиль?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Представьте, что в ближайшие 3 года Вам или Вашей семьей понадобится автомобиль. Допускаете ли Вы или исключаете, что Вы выберете китайский автомобиль?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Представьте, что в ближайшие 3 года Вам или Вашей семьей понадобится автомобиль. Допускаете ли Вы или исключаете, что Вы выберете китайский автомобиль?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Китайские автомобили: альтернатива или замена?

На парковке торгового центра легко заметить: рядом стоят разные эпохи. Старый «немец», купленный десять лет назад, и новый китайский кроссовер с большим экраном и ярким дизайном. Для одних это временная замена, для других — уже новая норма. Когда россиян спросили напрямую, что для них сегодня китайские автомобили, мнения разделились.

34% сказали, что это вынужденная мера — мостик до возвращения привычных «европейцев». Для этих людей китайские машины — компромисс: они ездят, но не вызывают прежнего доверия.

23% респондентов заявили: китайские авто — полноценная замена, которая уже сейчас конкурирует с европейскими марками на равных. Их аргументы просты: доступность, технологии и привлекательный дизайн.

И ещё 33% выбрали вариант «промежуточное решение»: да, пока не дотягивают, но догоняют быстро. В этих словах чувствуется осторожный оптимизм — будто люди готовы поверить в новую силу, если она докажет стабильность.

На Ваш взгляд, китайские автомобили в России сегодня — это скорее…

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

На Ваш взгляд, китайские автомобили в России сегодня — это скорее…

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

На Ваш взгляд, китайские автомобили в России сегодня — это скорее…

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Ожидание возвращения европейских брендов

Представьте: семейный ужин, где разговор внезапно заходит об автомобилях. Кто-то с улыбкой вспоминает свою первую Skoda , другой — как когда-то «немцы» задавали планку качества, а третий — что сервисы работали без сбоев. Это не просто воспоминания — это ожидания. Сегодня 37% россиян «определённо» хотели бы возвращения европейских брендов, ещё 33% сказали «скорее да». То есть две трети водителей готовы вновь увидеть знакомые логотипы на российских дорогах.


Но в этом тепле ностальгии есть и холодок скепсиса: часть людей помнит, как эти бренды ушли, оставив покупателей без поддержки. Именно поэтому лишь 16% ответили отрицательно — не потому, что машины не нравятся, а потому, что доверие к компаниям оказалось подорвано.

Скажите пожалуйста, хотели ли бы Вы или не хотели возвращения на российский рынок автомобилей европейских брендов, прекративших продажи в РФ?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Скажите пожалуйста, хотели ли бы Вы или не хотели возвращения на российский рынок автомобилей европейских брендов, прекративших продажи в РФ?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Скажите пожалуйста, хотели ли бы Вы или не хотели возвращения на российский рынок автомобилей европейских брендов, прекративших продажи в РФ?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Условия возвращения «европейцев»

Представьте момент: в новостях появляется заголовок – «Европейские бренды возвращаются в Россию». Первое чувство у многих – радость, но в тот же миг включается холодный расчёт. Люди уже не готовы покупать «на эмоциях», им нужны чёткие условия.


42% россиян сказали, что будут рассматривать покупку только при конкурентной цене. Это сигнал, что бренд больше не может существовать на ауре престижности – он должен соответствовать рынку.


36% ждут восстановления сервисной сети. В памяти многих ещё свежо, как сервисы закрывались, оставляя владельцев без поддержки. Теперь покупатели хотят гарантий – чтобы было куда обратиться за ремонтом и запчастями.


34% будут рассматривать покупку при привлекательных финансовых программах – льготный кредит, лизинг, trade-in. Это говорит о том, что россияне ищут не просто красивую машину, а доступный способ ею владеть.

И ещё 34% готовы вернуться к «европейцам» из-за доверия к качеству и безопасности. Но это доверие теперь условное: люди хотят доказательств, что бренд не только надёжен, но и готов отвечать за клиента.

Давайте представим, что европейские производители вернулись на российский рынок. Будете ли Вы рассматривать возможность покупки машин европейских производителей или не будете?

(закрытый вопрос, до трёх ответов, в % от всех опрошенных)

Давайте представим, что европейские производители вернулись на российский рынок. Будете ли Вы рассматривать возможность покупки машин европейских производителей или не будете?

(закрытый вопрос, до трёх ответов, в % от всех опрошенных)

Давайте представим, что европейские производители вернулись на российский рынок. Будете ли Вы рассматривать возможность покупки машин европейских производителей или не будете?

(закрытый вопрос, до трёх ответов, в % от всех опрошенных)

Какие бренды ждут больше всего?

На первом месте Toyota (57%), за ней Volkswagen (44%), Kia (41%), Nissan и Hyundai (по 40%). В топ-10 также вошли BMW, Audi, Ford, Honda, Mazda – те бренды, которые символизируют премиум, драйв и статус. Люди вспоминают их не только как машины, но и как часть культурного кода, с которым они ассоциировали «лучшее качество».

Какие бренды автопроизводителей Вы бы хотели видеть снова в официальной продаже в РФ?

(закрытый вопрос, любое количество ответов, в % от всех опрошенных)

Какие бренды автопроизводителей Вы бы хотели видеть снова в официальной продаже в РФ?

(закрытый вопрос, любое количество ответов, в % от всех опрошенных)

Какие бренды автопроизводителей Вы бы хотели видеть снова в официальной продаже в РФ?

(закрытый вопрос, любое количество ответов, в % от всех опрошенных)

Выводы по результатам исследования

  1. Отношение к китайским автомобилям меняется: молодёжь принимает их как новую норму, старшие – осторожно наблюдают.
  2. Более половины россиян уже допускают покупку китайского авто в ближайшие годы..
  3. Европейские бренды по-прежнему желанны, но их возвращение будет оцениваться прагматично: важны цена, сервис и финансовые программы.
Данные исследования Vox Populi выявляют имеющийся раскол между эмоциональной ностальгией и прагматичным расчетом автолюбителей и это ключевой парадокс современного рынка.

Происходит постепенный сдвиг в модели потребительского поведения — от эмоциональной лояльности к рациональному выбору. Население готово рассматривать покупку нового авто только при конкурентной цене, а сейчас это как раз стоимость китайских/корейских марок. Причин этому много, и в том числе прямое следствие утраты доверия из-за ухода брендов из страны: 13% прямо заявляют, что не простят автопроизводителям «безответственного ухода с рынка».

Самое интересное в данных — это диссонанс между критериями выбора автомобиля и восприятием китайских марок. Он заключается в том, что потребители хоть и называют главными приоритетами выбора авто надежность, стоимость владения и безопасность, но именно по этим параметрам дают китайским авто самые низкие оценки, компенсируя это через сильные стороны китайских авто: технологии и дизайн.

При этом, молодёжь является самой активной аудиторий в освоении китайского автопрома, видно, что у них меньше предубеждений и для них китайские авто уже стали способом получить современный автомобиль без премиальной цены и именно поэтому почти треть молодых людей видят в них полноценную замену ушедшим маркам.

Что это значит для нашего автомобильного рынка — вопрос дискуссионный, но потенциально, при возвращении на российский рынок европейские бренды столкнутся с эффектом обманутого ожидания, ностальгия не заставит пересесть населения на них без конкурентных цен и сервиса их может оказаться, что их ждет участь «нишевых игроков». Особенно, если китайские производители последовательно усилят свою политику в трансляцию нарратива о надежности и безопасности.
Дмитрий Котов
Кандидат социологических наук,
генеральный директор
аналитического агентства Vox populi

Метод исследования:
Исследование проведено методом онлайн-опроса по потоковой выборке среди пользователей интернета старше 18 лет. Дата проведения опроса: 7−30 июля 2025 года. Объем выборки — 1 200 респондентов, ошибка выборки 2,7%. Взвешено в соответствии с социально-демографическими параметрами Интернет-аудитории.

Почта для журналистов и СМИ:
trends@populi-vox.ru
Подписывайтесь на наш канал в Телеграмм: полезная информация и кейсы для бизнеса, а также самые свежие данные по результатам исследований ждут вас по ссылке.
Автороссияне: привычки, предпочтения и настроения на рынке
Аналитика автомобильного рынка России 2025 года
Другие релизы