Аналитика
и тренды

Автороссияне: привычки, предпочтения и настроения на рынке

18.08.2025
В условиях роста цен, высокой стоимости кредитов и ограниченного выбора моделей вопрос «покупать или подождать» становится ключевым для потенциальных автовладельцев.

Наше исследование позволяет дополнить картину предпочтениям и настроениям россиян в 2025 году. Эти данные помогают понять, как меняется структура автопарка, и какие социально-экономические факторы будут определять развитие рынка в ближайшие годы.
Автомобильный рынок в России переживает период структурных изменений, вызванных сочетанием экономических факторов, трансформацией потребительских привычек и появлением новых технологических трендов.

В первом полугодии 2025-го в России было продано 530 375 новых легковых автомобилей — на 26,3% меньше, чем годом ранее, подсчитало аналитическое агентство «Автостат»

Наличие автомобиля: личный и семейный транспорт

Представьте утро в спальном районе: кто-то садится в личный авто, кто-то идёт к остановке, а кто-то открывает приложение каршеринга. Для 54% россиян автомобиль – это всё ещё часть повседневной жизни. У мужчин он встречается чаще (61%), у женщин чуть реже (49%). Но есть и те, кто оставил его в прошлом: 18% когда-то имели машину, но сейчас обходятся без неё. Молодёжь 18–24 лет лидирует по доле тех, кто никогда не владел машиной (45%), что объясняется как экономическими, так и культурными факторами (развитие каршеринга, меньшая потребность в личном транспорте). В семьях личный автомобиль есть у 59% респондентов.

Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас личный автомобиль?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас личный автомобиль?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас личный автомобиль?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Скажите, пожалуйста, есть ли у членов вашей семьи личный автомобиль?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Скажите, пожалуйста, есть ли у членов вашей семьи личный автомобиль?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Скажите, пожалуйста, есть ли у членов вашей семьи личный автомобиль?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Страна-производитель: российские и японские марки в топе

В разговорах о машинах всё начинается с марки. У старшего поколения это, как правило, российские бренды – проверенные и привычные. Среди всех автовладельцев 35% выбрали именно их. На втором месте – японские авто (21%), известные надёжностью, а следом – европейские (15%). Китайские машины пока занимают 7%, но в молодой аудитории доля выше – 12%

Укажите, пожалуйста, страну-производителя Вашего личного автомобиля?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, у кого есть или был личный автомобиль)

Укажите, пожалуйста, страну-производителя Вашего личного автомобиля?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, у кого есть или был личный автомобиль)

Укажите, пожалуйста, страну-производителя Вашего личного автомобиля?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, у кого есть или был личный автомобиль)

Новый или подержанный автомобиль?

Чистый салон, запах нового или разумная экономия? 55% выбрали бы новый автомобиль, 39% – подержанный. Молодёжь склоняется ко второму варианту: почти половина 18–24-летних готовы сесть за руль такой машины, чтобы не переплачивать.

Скажите пожалуйста, если бы Вы (или члены вашей семьи) сейчас покупали личный автомобиль, то это был бы скорее новый автомобиль или автомобиль с пробегом?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Скажите пожалуйста, если бы Вы (или члены вашей семьи) сейчас покупали личный автомобиль, то это был бы скорее новый автомобиль или автомобиль с пробегом?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Скажите пожалуйста, если бы Вы (или члены вашей семьи) сейчас покупали личный автомобиль, то это был бы скорее новый автомобиль или автомобиль с пробегом?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Время для покупки новых авто

Вы заходите на сайт автосалона, но первая мысль – «Сейчас точно не время». Так считает 63% россиян, а ещё 31% называют момент крайне неблагоприятным. Наиболее оптимистично настроена молодёжь 18–34 лет.

Как Вы считаете, сейчас хорошее время для покупки новых автомобилей в России?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Как Вы считаете, сейчас хорошее время для покупки новых автомобилей в России?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Как Вы считаете, сейчас хорошее время для покупки новых автомобилей в России?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Причины отказа от покупки

Запах нового пластика, блеск полированных деталей – но вместо восторга в голове только цифры. Ценник на капоте заставляет сделать шаг назад: 86% россиян называют именно высокие цены главной причиной, почему они уходят без покупки.


А если не копить, а взять в кредит? Звучит просто, но реальность бьёт по энтузиазму: 62% опрошенных говорят, что ставки слишком высоки. Для молодых этот пункт особенно чувствителен – у них реже есть возможность внести крупный первоначальный взнос, и переплата становится непреодолимым барьером.


Даже если бюджет и ставка вас устраивают, возникает другая проблема – нужной модели просто нет. 40% россиян сталкивались с этим, а среди молодёжи доля ещё выше: популярные у них версии раскупаются быстрее. И, наконец, фоновая тревожность: у 37% нет уверенности в завтрашнем доходе, а значит, даже при подходящих условиях они не решаются на крупный финансовый шаг.

Почему Вы считаете, что сейчас неблагоприятное время для покупки автомобилей в России?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, кто считает, что сейчас неблагоприятное время для покупки автомобилей в России)

Почему Вы считаете, что сейчас неблагоприятное время для покупки автомобилей в России?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, кто считает, что сейчас неблагоприятное время для покупки автомобилей в России)

Почему Вы считаете, что сейчас неблагоприятное время для покупки автомобилей в России?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, кто считает, что сейчас неблагоприятное время для покупки автомобилей в России)

Выводы по результатам исследования

Результаты исследования позволяют увидеть не только текущую картину владения автомобилями в России, но и глубинные сдвиги в поведении и ожиданиях потребителей. Данные показывают, как меняются предпочтения в зависимости от возраста, пола и экономической ситуации, а также какие факторы сегодня сильнее всего влияют на спрос и выбор покупателей. На основании полученных данных можно выделить несколько ключевых тенденций, формирующих автомобильный рынок в 2025 году.

  1. Российский автопром сохраняет долю, но молодые покупатели всё чаще выбирают китайские бренды.
  2. Настроения на рынке сдержанные: высокие цены и кредитные ставки тормозят спрос.
  3. Покупатели становятся прагматиками – на первом месте надёжность и цена, а не престиж марки.
  4. Молодёжь демонстрирует меньшую привязанность к владению авто и чаще выбирает б/у сегмент.
Исследование показывает два фундаментальных парадокса. Первый — гендерный диссонанс в восприятии автомобиля. Если при личном владении мужчины сохраняют лидерство (61% против 49% у женщин), то в семейном контексте картина инвертируется: 64% женщин указывают на наличие авто в семье против 53% мужчин. Этот разрыв иллюстрирует, что автомобиль остается маркером маскулинности для мужчин (личный атрибут статуса), но для женщин она трансформируется в утилитарный семейный ресурс. Маркетологи, делающие ставку на "мужского владельца", часто игнорируют реального распорядителя актива — семью, где женщины часто контролируют бюджеты.

Второй парадокс — революция поколения Z. При том, что 45% молодежи 18−24 лет никогда не имели авто, именно эта группа демонстрирует максимальный интерес к китайским брендам (12% против 7% в среднем) и наибольший оптимизм в покупках (43% считают время подходящим против 23% в среднем). В свете теории поколений зумеры отвергают авто как символ взрослости (часто предпочитая каршеринг), но при этом, активно формируют спрос через китайские марки, отличающиеся технологичным оснащением. Для них китайские машины — не компромисс, а "социальный лифт", дающий новый автомобиль без премиальной цены.

Если смотреть в будущее, то постепенно китайские бренды укрепятся как «стартовый» выбор молодежи, изменяя иерархию рынка. Данные показывают, что автомобиль в России — уже не монолит статуса. Он разделяется на три разные сущности для разных групп: инструмент мобильности (для молодежи), семейный актив (для женщин) и культурный артефакт (для старших поколений).
Дмитрий Котов
Кандидат социологических наук,
генеральный директор
аналитического агентства Vox populi
А уже скоро вас ждет новый выпуск с ещё более интересными цифрами: какие факторы россияне ставят на первое место при выборе нового автомобиля и как китайские машины постепенно меняют расстановку сил на рынке.

Метод исследования:
Исследование проведено методом онлайн-опроса по потоковой выборке среди пользователей интернета старше 18 лет. Дата проведения опроса: 7-30 июля 2025 года. Объем выборки – 1 200 респондентов, ошибка выборки 2,7%. Взвешено в соответствии с социально-демографическими параметрами Интернет-аудитории

Почта для журналистов и СМИ:
trends@populi-vox.ru
Подписывайтесь на наш канал в Телеграмм: полезная информация и кейсы для бизнеса, а также самые свежие данные по результатам исследований ждут вас по ссылке.
ИИ глазами россиян: доверие, тревоги и цифровые парадоксы
Отношение россиян к искусственному интеллекту.
Другие релизы